Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Февраль » 13 » О скверном и святом...
14:04
О скверном и святом...
zoom effect zoom effect

3 февраля в Могильно-Посельской сельской библиотеке был проведен диспут «О скверном и святом...» Темой разговора стал родной язык. Его называют «великим и могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Еще Ломоносов находил в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...». Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Думаем, что стоит говорить, а иногда даже и собраться и подискутировать на эту тему. Что и сделали читатели Могильно-Посельской библиотеки.

Началась дискуссия с нецензурной речи... По «Толковому словарю» Ожегова: «цензура (от нем. Zensur – контроль) – контроль, осуществляемый органами власти над печатью и средствами массовой информации». На вопрос «Кто же, по-вашему, должен контролировать нашу с вами речь?» большинство читателей ответили: «Конечно, мы сами». Нецензурная речь – значит, бесконтрольная речь. Что понимаем мы под этим словосочетанием? Криминальный и воровской жаргон, уличная лексика, вульгаризмы и, конечно, мат.

В древнерусской литературе встречается мнение, что мат – это «жидовское слово», т.е. речь иноверца, человека иной веры: язычника, чужестранца. «Большой толковый словарь русского языка» дает такое толкование слова: «Мат – неприличная, оскорбительная брань, сквернословие». А если это действительно оскорбляет человека, то это значит: за мат должно быть наказание?

Если, выругавшись, вы никого конкретно не обидели, вас могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство по ст. 158 УК РА, грозящей исправительными работами сроком до 2 мес.

На вопрос: «А как вы относитесь к употреблению в речи нецензурных слов?» большинство сказали, что относятся плохо, но, тем не менее, иногда употребляют нецензурную брань сами, так как это делают их родители. На вопрос: «А как вы относитесь к бранным словам, звучащим из уст ваших кумиров, политиков?» все ответили, что им это неприятно. Далее шло чтение и анализ стихотворения Э. Асадова «О скверном и святом». Учащиеся отвечали на вопросы:

- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («мать» - «мат»);

- Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова);

- Что вызывает особый гнев поэта? (оскорбление имени и чести матерей).

И в заключение диспута, как подведение итогов, ученики ответили на вопросы:

– Можем ли мы изменить собственную речь? Ребята ответили: «Да».

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать? Все присутствующие единодушно решили, что надо следить за своей речью, обогащать ее за счет чтения классической литературы, пользоваться различными словарями, их много, задачи у них разные, и ни в коем случае не употреблять в речи нецензурную лексику.

Подытоживая сказанное, было выведено своеобразное кредо: я – исключение, моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России. Диспут имел положительные результаты – покидая стены библиотеки, представители юного поколения пообещали, что будут следить за своей речью и постараются отучить от сквернословия друзей и родных.

Информацию подготовила: Григорьева О.А., библиотекарь Могильно-Посельской сельской библиотеки-филиала №14

Категория: Библиотека сегодня | Просмотров: 398 | Добавил: Kultura | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]